Велоэкипировка
Велоэкипировка – это снаряжение, которое райдер использует для того, чтобы сделать свои прогулки на велосипеде максимально комфортными и безопасными. Его наличие не является обязательным, но позволяет минимизировать возможный дискомфорт и риски, который может возникнуть в ходе поездки.
Велоэкипировка может включать в себя специальную одежду – велоджерси, велошорты, ветровку; обувь – обычные велотуфли или контактную велообувь; элементы безопасности райдера – шлем, наколенники, налокотники и т.д., а также дополнительную экипировку – велоштаны, велорюкзак, велоаптечку и т.д.
Ездить на велосипеде − увлекательное, но опасное занятие. Независимо от опыта велосипедиста, транспортное средство не обеспечивает человеку абсолютную безопасность. Падение на скорости без экипировки даже подготовленного спортсмена может привести к серьезным травмам. Мокрые и неровные трассы, выброс гравия, изменение освещенности дороги, невнимательные водители и сотня других факторов − потенциальная угроза для безопасного движения. Если части тела велосипедиста не имеют защиты, трещины и переломы со смещением гарантированы.
Но есть способы значительно снизить риск. Это велоэкипировка, которая выполняет специальные функции:
- одежда, изготовленная из эластичных тканей, обеспечивает велосипедисту максимальную свободу движений при согнутых коленях;
- при повышенных нагрузках тело охлаждает хорошая вентиляция;
- облегающая экипировка (майка, шорты) снижает усталость и предотвращает повреждения от внешнего воздействия; li
- правильно подобранная ткань хорошо впитывает и испаряет влагу;
- специальные элементы, встроенные в экипировку велосипедиста, усиливают аэродинамику;
- защитные пластины предохраняют позвоночник и ребра от переломов.
Важно! Удобная одежда, обувь, надежный шлем − не только необходимая экипировка для достижения высоких спортивных результатов. Для обычного велосипедиста − это максимальный комфорт при езде и безопасность в случае падений или столкновений.
Шлем
Шлем – неотъемлемая часть экипировки для велоспорта. Ношение шлема обязательно не только для профессиональных спортсменов, но и для велосипедистов, которые постоянно ездят по дорогам общего пользования и загородным трассам. Чтобы выбрать шлем, необходимо обратить внимание на следующее:
- удобство,
- надёжность,
- качество,
- стиль езды, для которой выбираете шлем.
При столкновении с чем-либо шлем принимает на себя удар и раскалывается, а голова велосипедиста остаётся целой и невредимой.
Для различных манер езды существует несколько типов шлемов.
Виды велошлемов
- кросс-кантрийный шлем;
- шоссейный;
- эндуро;
- котелок;
- фулфейс;
- трековый.
КРОСС-КАНТРИЙНЫЙ ШЛЕМ
Наиболее распространенной разновидностью являются кросс-кантрийные шлемы. Приспособления предназначены для перемещения по городу и простых соревнований. При изготовлении применяется вспененный материал, поверх которого наносится тонкий слой пластика. Далее, изделие окрашивается.
В ряде моделей предусмотрен козырек, защищающий спортсмена от солнечных лучей, пыли и грязи. Он может быть стационарным или съемным.
Также некоторые производители предлагают модели с москитной сеткой.
Кросс-кантрийные шлемы хорошо вентилируются. Это позволяет их использовать в теплое время года. Голова в таких уборах не потеет, нет риска перегрева и получения теплового удара.
Для фиксации изделия используется ремешок. В области затылка предусмотрен механизм, предназначенный для регулировки приспособления по размеру.
К преимуществам данной разновидности относят:
- защита верхней части головы;
- небольшой вес;
- хорошая вентиляция;
- удобство.
Приспособление не защищает затылок и височную область. При значительном механическом или физическом воздействие шлем теряет свои характеристики, поэтому подобные изделия относятся к категории одноразовых.
ШОССЕЙНЫЙ ШЛЕМ
Схожими характеристиками отличаются шоссейные велошлемы. Изделия имеют неплохие аэродинамические свойства. Это легкие изделия, которые закрывают только верхнюю часть головы спортсмена.
В поверхности шлема предусмотрены большие отверстия для вентиляции. Такие модели не комплектуются козырьком.
ЭНДУРО
Для агрессивной езды по бездорожью и специализированным трассам предназначена отдельная категория шлемов. Они внешне схожи с предыдущими разновидностями. Конструкция разработана таким образом, что голова райдера хорошо вентилируется. Для этого в поверхности предусмотрены отверстия. От насекомых голову защищает сетка, прикрепленная с внутренней стороны приспособления.
Подобные модели закрывают не только верхнюю часть головы спортсмена, но и затылочную, а также височную.
Изделие защищает райдера от мелких ударов. При сильных физических и механических нагрузках велошлем повреждается и повторно использоваться не может. То есть он фактически является одноразовым.
КОТЕЛОК
Наиболее надежным и эффективным для защиты головы является котелок. Название шлем получил из-за своей схожести с изделием. Приспособление подойдет райдерам, которые любят агрессивный стиль езды, а также часто выполняют различные трюки.
Велошлем хорошо закрывает голову. При этом он не имеет вентиляционных отверстий в поверхности или их количество минимально. Использование изделия в жару может привести к перегреву головы и тепловому удару. Поэтому такие приспособления не рекомендуется применять летом.
К преимуществам моделей можно отнести:
- прочность;
- хорошую защиту головы;
- высокие амортизационные характеристики.
Данная разновидность способна выдерживать значительное количество ударов. Однако при сильном физическом воздействие поверхность может деформироваться, снижается ее амортизация. Опытные спортсмены меняют подобные изделия один раз в 4-5 лет.
Изделия производятся из вспененного материала, благодаря чему имеют небольшой вес. Для фиксации на голове предназначены специальные ремни и крепежные элементы. Однако система регулировки в данном случае не предусмотрена или она минимальная.
ФУЛФЕЙС
Для максимальной защиты головы человека используются шлемы под названием фулфейс. Они закрывают не только затылочную и височную части, а и подбородок. Это позволяет использовать изделие для велогонок, мотокросса и прочих видов спорта.
Дополнительно ряд моделей комплектуются очками для глаз, что позволяет избежать дополнительных трат, которые требуются для приобретения защитной маски.
Шлемы имеют минимальную вентиляцию. Это прочные, надежные приспособления, с устойчивой к ударам различной силы поверхностью.
Вес изделия в несколько раз больше, нежели у шоссейных и прочих моделей. Цена также значительно выше.
ТРЕКОВЫЕ ШЛЕМЫ
Райдерам, которые стремятся развить максимальную скорость, подойдут специальные трековые велошлемы. Конструкция приспособлений разработана таким образом, что при его использовании существенно улучшаются аэродинамические характеристики спортсмена.
Изделие имеет обтекаемую форму и минимальную защиту головы гонщика. Для обычных прогулок и выполнения сложных трюков подобные модели не используются.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Для детей разрабатываются отдельные модели, которые внешне схожи с взрослыми кросс-кантрийными. При этом конструкция более прочная. Это обусловлено тем фактом, что дети гораздо чаще падают с велосипеда и приобретение одноразового приспособления – нецелесообразно.
Для повышения комфорта на внутренней поверхности закрепляются мягкие прокладки.
Велоодежда
Велоодежда выпускается обтягивающей, чтобы снизить сопротивление воздуха, не цепляться за ветки и не «хлопать» при движении на высокой скорости.
Материал
Ткань велокостюма должна отводить влагу, а не впитывать ее, не допускать перегревания и охлаждения тела. Поэтому производители велоодежды используют синтетические ткани, которые отлично справляются с такими задачами. Это может быть полиэстер, полиамид, лайкра, эластан, спандекс и другие материалы.
Велоодежда выпускается обтягивающей, чтобы снизить сопротивление воздуха, не цепляться за ветки и не «хлопать» при движении на высокой скорости. Проще говоря, чтобы не быть как парашют.
Велоодежда для лета
Летом велоодежда должна защищать от солнца, обеспечивать вентиляцию тела и эффективно отводить от кожи влагу. Идеальный комплект — веломайка, велотрусы или велошорты и ветровка.
Велотрусы и велошорты
Некоторые производители объединяют велотрусы и шорты в одну категорию, разница между ними есть: одни обтягивают, а другие нет, поскольку имеют более свободный крой.
Есть велотрусы и шорты с многослойным антибактериальным памперсом, который предотвращает возникновение потертостей при езде и смягчает удары. Надевать нижнее белье под них не рекомендуется.
Велотрусы могут быть с лямками или без. Лямки позволяют трусам не сползать и плотнее сидеть. Они выполнены из сетчатого материала, хорошо отводят влагу.
Веломайка
Для летнего катания лучше выбрать майку с короткими рукавами и открытыми накладными карманами.
Карманы, как правило, на резинке и расположены на спине, поэтому не мешают велосипедисту, который постоянно находится в наклоненном положении. В них удобно хранить телефон, энергетические батончики и гели.
Веломайки сзади всегда длиннее, чем спереди — это необходимо, чтобы защитить поясницу при нагибании.
Сеточки в зоне подмышек улучшают вентиляцию при интенсивном движении, а воротник-стойка защищает шею от обгорания.
Светоотражающие элементы важны для безопасности — вы будете заметнее на дороге в темное время суток.
Ветровка
Нужна в дождь и при сильном ветре. Как правило, изготавливается из мембранных, «дышащих» материалов, способных на протяжении долгого времени сохранять тело сухим, обеспечивая отвод влаги и вентиляцию.
Перчатки
Предохраняют кожу рук от натираний, ссадин при падении, солнечных лучей и переохлаждения. Велоперчатки отличаются от обычных.
На перчатках могут быть светоотражающие элементы — для безопасности передвижения в ночное время.
Летом популярны велоперчатки без пальцев. Ладонь в них почти не потеет, так как пальцы открыты. У большинства таких моделей есть утолщения на ладошке и пальцах и впитывающая влагу махровая ткань — бархотка, чтобы вытирать пот.
Для поездок в холодную погоду необходима пара влагоотводящих, дышащих, полностью закрытых велосипедных перчаток. Их же используют для защиты рук в экстремальных дисциплинах велосипедного спорта. Для максимального тепла используйте тонкий вкладыш внутри перчатки.
Носки
Велосипедные носки имеют анатомический крой и плоские швы, чтобы избежать натирания ног, и сетчатые вставки для вентиляции и отвода влаги. Широкие манжеты обеспечивают хорошую фиксацию на ноге.
Велоодежда для зимы
Одежда для «холодного» катания должна быть многослойной: термобелье, велокофта, куртка и штаны.
Термобелье
Отдавайте предпочтение синтетическим или комбинированным тканям: полиэстеру, полипропилену или с добавлением шерсти. Они хорошо отводят влагу. Одежда из чистого хлопка при интенсивных нагрузках быстро промокнет.
Велокофта
Верхний слой велокофты — быстросохнущая, легко моющаяся ткань, которая защищает от ветра и дождя. Нижний слой — флисовая подкладка, сохраняющая тепло. Функциональными моделями считаются кофты с отстегивающимися рукавами на молнии.
Велокуртка и велоштаны
Верхняя одежда должна защищать от ветра, дождя и низких температур, при этом не создавать парниковый эффект и обеспечивать нормальный теплообмен.
Выбирайте модели из непродуваемых материалов (windstopper) с мембранной тканью, отводящей влагу и изнутри утепленную слоем флиса. Такая структура хорошо отводит пот, одновременно препятствуя резкому охлаждению тела при остановке.
Брюки должны быть заужены книзу, чтобы они не наматывались на звездочку и не стесняли движений.
Жилет — на случай, когда погода прохладная, но в куртке еще жарко.
Одежда для зимнего катания должна быть облегающей, чтобы лишний холодный воздух не попадал внутрь.
Теплые носки
Для зимы выбирайте носки с мериносовой шерстью. Этот материал хорошо согревает и, если стопы вспотеют, выведет влагу наружу, не впитывая ее.
Очки/маска
Экипировка велосипедиста часто включает в себя очки или маску. Они нужны для защиты глаз от пыли, влаги, грязи, насекомых, камней, прямых солнечных лучей. Очки обычно используются с кантрийными шлемами, а маски – с котелками и фулфейсами.
Велообувь
Специальные велотуфли, велокроссовки, велокеды и велоботинки имеют особую жесткую подошву; для большей жесткости некоторые модели велообуви имеют специальную карбоновую вставку. Наличие на подошвах протектора предотвращает их скольжение по педалям. А подошвы контактной велообуви оснащены шипами, которые вставляются в специальную защелку на контактных же педалях (идут в комплекте с шипами), позволяя равномерно распределить усилие мышц велосипедиста по полному кругу педалирования.
Шоссейные велотуфли совершенно не предназначены для ходьбы – только для скоростной езды на шоссейном велосипеде. Три отверстия под шипы на подошве таких ботинок используются для их соединения со специальными педалями; обычные контактные педали не подойдут!
Полужесткую велообувь еще называют велосипедно-пешеходной. В ней действительно можно ходить по земле, но не советуем так делать в дождь: через предназначенные для установки шипов отверстия в подошве внутрь может попасть вода. Избежать промокания ботинок можно, заблаговременно заклеив эти отверстия специальными наклейками, или замазав их герметиком.
Жесткая велообувь предназначена прежде всего для MTB и имеет настолько твердую подошву, что согнуть ее практически невозможно. Это обеспечивает максимальную эффективность педалирования, одновременно с этим устраняя давление на стопы от педалей.
Так же рекомендуется обязательно дополнить велообувь велосипедными бахилами. Выбирайте бахилы на несколько размеров больше, чем ваши ботинки – надетые поверх нее, они обеспечат надежную защиту ног от влаги и грязи!